?

Log in

Previous Entry | Next Entry

С интересом и удовольствием проверяла и проверила Тотальный диктант.
Как всегда, удивилась непредсказуемости некоторых ошибок.
Нашла прелестную ошибку - знаете где?
В "Комментариях", которые были разосланы проверяющим для служебного пользования!)))
Видимо, никто не думал, что есть такие зануды, которые будут читать все эти сто страниц, а они есть! :)
Читаем комментарий под номером 152 на странице 44 о простейшей запятой:
"Запятой  отделяется  обособленное  определение,  выраженное  причастным  оборотом похожая на голову бурята-исполина из «Руслана и Людмилы», которое стоит после определяемого слова голова. [ПАС. Пунктуация. §46.1 в разделе «Знаки препинания при обособленных согласованных определениях»]" (ц)
Видите? Нет? :)
В тексте был, конечно, никакой не бурят!)))
Там было "похожая на голову богатыря-исполина", и дальше в документе всё в порядке.
К этим словам целых три комментария: и насчёт непроверяемых гласных, и насчёт дефиса, и о происхождении слов. Тут тоже занятный момент о слове "исполин": "Написание букв на месте безударных гласных корня, которое не может быть установлено по общему правилу  (непроверяемых  гласных),  определяется  по словарю.  [ПАС.  Орфография. § 34  в  разделе «Безударные гласные в корнях»] Восходит к греческим словам spali, spalaei – название народа, жившего в Причерноморье. [ОРОСС] (ц)
Всё правильно, но происхождение как будто оправдывает ошибочное написание "а" в корне, не так ли? :)
Ладно, не будем придираться и сплетничать.
Вот ещё одно фото: в этом году (спасибо организаторам и спонсорам!) всех пишущих диктант даже угощали.

Были не только те бутербродики, что вы видите, но много всякого печенья, пирожные, какие-то напитки, чай-кофе.
Правда, помещение было небольшим, и нам пришлось ограничить число участников.
Ещё о собственно грамоте.
Помните, я когда-то проводила в ЖЖ что-то вроде уроков?
Несколько из них были посвящены запятым перед И в сложных предложениях.
В нашей части диктанта (третьей, про Улан-Удэ) был прекрасный пример: сложное предложение с общим второстепенным членом.
Если кто не помнит, что это за правило, заходите ко мне на урок. :)
И вот здесь был разбор сложного (во всех смыслах слова!))) предложения с тем самым общим второстепенным членом.
Фраза из диктанта была хороша ещё тем, что в ней вообще не нужно было ставить ни одного знака препинания, а фраза длинная, с причастным оборотом, с двумя основами... это к вопросу о том, что нынче в моде ставить запятые куда ни попадя, чисто по вдохновению. :)
Всё, пойду поработаю ещё кем-нибудь - домохозяйкой, например. :)

Comments

( 38 comments — Leave a comment )
alena_15
Apr. 10th, 2017 08:04 am (UTC)
"к вопросу о том, что нынче в моде ставить запятые куда ни попадя, чисто по вдохновению. :)"
Да, появилась такая странная мода.
Я нынче заленилась идти писать тотальный диктант, в отличие от дочки-умницы-красавицы, которая таки да, писала, в далеком Сингапуре!

ya_exidna
Apr. 10th, 2017 09:11 am (UTC)
Даже в Сингапуре, надо же! :)
alena_15
Apr. 10th, 2017 09:26 am (UTC)
https://www.1tv.ru/news/2017-04-08/323143-200_tysyach_chelovek_po_vsemu_miru_prinyali_uchastie_v_aktsii_totalnyy_diktant
"Примерно 200 тысяч человек сегодня проверили свое знание русского языка. Акция «Тотальный диктант» получила мировой масштаб. В этом году к марафону грамотности присоединились 70 стран, в том числе, ЮАР, Нигерия, Китай, Сингапур, Германия."
alena_15
Apr. 10th, 2017 09:39 am (UTC)
Дочь только что написала:
"Мы с Женей оба написали Тотальный Диктант на 5!"
(Женя - ее МЧ)
ya_exidna
Apr. 10th, 2017 09:45 am (UTC)
Какие молодцы! Супер! :)
alena_15
Apr. 10th, 2017 09:49 am (UTC)
При этом у обоих русских /неродной - зачеркнуто/ уже не основной язык, дочь пять с половиной лет говорит в основном на иврите и английском, у ее МЧ - работа на английском. Да, молодцы, горжусь!
gyrates
Apr. 10th, 2017 08:34 am (UTC)
Бурят, значит. :) Чую, рукопожатность составителя комментариев в этом месте из подсознания вылезла :)))
ya_exidna
Apr. 10th, 2017 09:10 am (UTC)
Там же вокруг было про бурятов - и поэтому!)))
nadjavandelft
Apr. 10th, 2017 08:54 am (UTC)
я, я, это я леплю запятые где попало. и знаешь, почему? я поняла!это все ЖЖ. сначала-то я тексты выверяла и была аккуратной.
По-видимому, для меня важно в комментах, а иногда и в постах сохранить мою живую разговорную интонацию. а она не совпадает с правилами синтаксиса - что ж, тем хуже для него))) это я сейчас осознала.
ну и период писания пирожков с порошками меня окончательно добил - следующей жертвой пали заглавные буквы)))
ya_exidna
Apr. 10th, 2017 09:14 am (UTC)
А у меня как-то это разделяется: пирожки-порошки без заглавных и без знаков (хотя я не понимаю, чем бы они там мешали))), в жж злоупотребляю "олбанским", а для живой интонации увеличиваю количество тире и многоточий, но запятые у меня почему-то не ставятся не туда, куда положено. :)
nadjavandelft
Apr. 10th, 2017 09:19 am (UTC)
не, ну тире - это вообще наше все)))
у меня перемешалось, как видишь.
да еще голландский сбивает - у них гораздо меньше запятых, побочные предложения не выделяются и т.п.
shatika
Apr. 10th, 2017 08:57 am (UTC)
Добрый день, Яна Вячеславовна! А можно узнать какой был текст. Очень интересно про третью часть, где про Улан-Удэ. Я просто живу в этом городе. Кстати, может и ошибка в инструкции связана как раз с третьей частью - Улан-Удэ столица Бурятии.
ya_exidna
Apr. 10th, 2017 09:17 am (UTC)
Конечно, с этим и связано: там упоминались (в других фразах) и буряты, и "столица Бурятии". Но это же официальная инструкция!:) И эти люди запрещают нам ковырять в носу!(с)))
А текст целиком, наверное, уже есть где-то в сети.
pitropova
Apr. 10th, 2017 09:27 am (UTC)
На миг подумала, что в "Руслане и Людмиле" богатырь мог быть бурятом))
Запятые - боль моя и стыдоба...
ya_exidna
Apr. 10th, 2017 09:28 am (UTC)
Я тоже об этом подумала!))) Почему бы ему и не быть бурятом? :)
in_es
Apr. 17th, 2017 11:26 am (UTC)
Как бурят! Разве он не Финн?
ya_exidna
Apr. 17th, 2017 11:48 am (UTC)
Не, Финн - это тот, что с Наиной! :) А Голова была неизвестной национальности.)))
in_es
Apr. 17th, 2017 11:50 am (UTC)
Веке живи - век учись. Совсем забыла. Сейчас читаю комменты к упоминаемому вами посту Толстой.
Так жалко, никогда не слышала, чтобы у нас в Израиле был бы Тотальный диктант. А ведь радио на русском слушаю постоянно...
ya_exidna
Apr. 17th, 2017 11:53 am (UTC)
Наверняка в Израиле он тоже есть! Или можно он-лайн писать, насколько я знаю.
aeleeta_a
Apr. 10th, 2017 01:17 pm (UTC)
Подумалось: возможно, мода на запятые где попало пошла от моды на возмущение неграмотностью, ну и народ расстарался :))
Похожего происхождения, как мне кажется, "дешего". От избыточного усердия, не подкрепленного знанием, как-то так.
Это я не свысока, я и сама не образец, могу иногда небрежно обойтись со знаками препинания. Хотя я скорей скупердяй, чем сеятель, я запятую скорей пропущу, чем лишнюю поставлю. Впрочем, я и буквы могу пропускать, за мной не заржавеет :)) Не нажалась клавиша - и привет.
ya_exidna
Apr. 10th, 2017 01:20 pm (UTC)
Ты наверняка не поставишь запятую во фразе из двух слов между подлежащим и сказуемым!)))
aeleeta_a
Apr. 10th, 2017 01:22 pm (UTC)
Бгг...
Попробовать штоле? :))))))))))
aeleeta_a
Apr. 10th, 2017 01:23 pm (UTC)
ЗЫ Вот я тормоз! Перед "штоле" и надо было поставить запятую-то! :))))))))))))
ya_exidna
Apr. 10th, 2017 02:59 pm (UTC)
"Штоле" - это нечто вроде штруделя, я думаю!)))
aeleeta_a
Apr. 10th, 2017 03:02 pm (UTC)
Да, только загадоШнее :Р
aniskin1968
Apr. 10th, 2017 01:46 pm (UTC)
В тексте был, конечно, никакой не бурят
вам надо было в судьи подаваться ... или прокуроры?
ya_exidna
Apr. 10th, 2017 02:06 pm (UTC)
Re: В тексте был, конечно, никакой не бурят
Просто я внимательная. :)
aniskin1968
Apr. 10th, 2017 04:10 pm (UTC)
Просто я внимательная
- Вы мажьте то масло, гости дорогие!
- Да мы мажем-мажем.
- Да вы, гады, не мажете. Вы кусками кладёте!

Edited at 2017-04-10 04:10 pm (UTC)
phd_paul_lector
Apr. 10th, 2017 02:55 pm (UTC)
Бурят был из Полин...
ya_exidna
Apr. 10th, 2017 02:58 pm (UTC)
:))
Рава Розумовський
Apr. 10th, 2017 10:12 pm (UTC)
Восходит к греческим словам spali, spalaei – название народа, жившего в Причерноморье. [ОРОСС] (ц)
Всё правильно, но происхождение как будто оправдывает ошибочное написание "а" в корне, не так ли? :)

Не понял иронии.
Как будто. Мне из-за этого "как будто" учительница когда-то четыре впаяла. Попытался оспорить, сказала: "Ладно. Ставлю тебе как будто пять". ))
Вам лучше меня известно, что написание и произношение заимствованного слова не имеет очевидной связи со словом языка-оригинала. Достаточно вспомнить, к чему восходит хлеб или английское mister. ;)
ya_exidna
Apr. 11th, 2017 06:31 am (UTC)
Конечно, этимология не аргумент. :) Именно поэтому в данном контексте (правописания) это, по-моему, совершенно излишняя информация, только и всего. :)
Рава Розумовський
Apr. 11th, 2017 08:48 pm (UTC)
Вы правы, извините за резкость. Это не просто лишняя информация. Это выглядит как оправдание необходимости проверки безударной гласной тем, что слово заимствовано, как будто недостаточно отсутствия форм слова с гласной под ударением. Это (наверно, методологически) некорректно.
ya_exidna
Apr. 14th, 2017 09:38 am (UTC)
Я тоже не совсем права, просто придиралась. :) Информация лишней не бывает, к тому же она для служебного пользования, а не для тех, кто может попытаться искать оправдания своей неграмотности. Я и сама понятия не имела о происхождении слова "исполин" - теперь знаю. :)
lenao
Apr. 13th, 2017 07:14 am (UTC)
Офф: А я прочитала "Рай на земле"!
Пока читала, поймала себя на мысли, что мне не хватает остросюжетности. С другой стороны, недавно сходили с мужем в кино и потом обсуждали как надоели эти "супермены", даже не те, которые летают, а те, что все разбитые бойко носятся весь фильм, не поморщившись даже. Какое оно все оторванное от жизни совершенно. А тут такие живые персонажи, истории, и мысли. Я, наверно, в книжках вообще больше всего ценю эти мысли, ненавязчиво вплетенные в текст. И магия текста, да.
Как-то у меня сумбурно получилось. В общем, мне понравилось, ещё хочу! ;)
lenao
Apr. 14th, 2017 09:22 am (UTC)
И подскажите, пожалуйста, какую книжку мне читать следующей? Мне бы хотелось их в порядке написания читать.
ya_exidna
Apr. 14th, 2017 09:36 am (UTC)
Не знаю. :) Получилось, что вы уже не в порядке написания читаете!
Если в порядке написания, то первой нужно признать "Голубую розу".
А если в порядке издания, то следующим (после "Рая") был "Сад камней".
ya_exidna
Apr. 14th, 2017 09:35 am (UTC)
Большое спасибо за отзыв! :)
Давно сюда не заглядывала, извините, что не сразу ответила!
( 38 comments — Leave a comment )