?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Не упрекайте меня: я отвлекалась на работу.
Обычно я делаю её между делом... да, не случайно в названии упомянута Вирджиния наша Вулф: между другими, якобы "женскими" делами, я пишу романы, рассказы, статьи, либретто, учебники, деловые письма... а своя комната, та пресловутая, настоящая, а не метафорическая, была у меня отнюдь не всегда.
Смешно, но у меня её нет даже сейчас.
Никакого "кабинета", где можно было бы сесть и писать, увы.
На днях получила два хвалебных отзыва на "Голубую розу", растрогалась - развспоминалась... господибожемой, знали бы вы, из какого сора))) в каких условиях я её писала!
Нет, я не жалуюсь: может быть, будь у меня другие условия, возможность уединиться, финансовая свобода, тишина, окружение, ходящее на цыпочках, ибо "тс-с-с, маменька работает!" - очень может быть, что я так и пробездельничала бы всю жизнь!
Мой пример говорит (только мне самой, остальным он не указ!))), что человек всегда найдёт место и время, чтобы написать роман: для этого не нужен ни кабинет, ни верная Софья Андреевна, ни принесённая кем-то чашечка кофе... я писала "Голубую розу" на кухне и в гостиной, пряча (как Джейн Остин, приобщимся хоть в чём-то!))) свою бумажную рукопись, когда-то кто-то входил.
Не "вбегал": дети бегали вокруг непрерывно, и мне это не мешало, скорее детям мешала такая маменька.
Впрочем, я не о том, но воспоминание о Вирджинии Вулф увлекает в эссеистические дебри, а вам же хотелось о Доме.

Толстой писал (не мне в романе, а так... приятелю), что в доме всегда будет не хватать одной комнаты, сколько их ни построй. И после пристройки - всё равно понадобится ещё одна!
Конечно, подумаем мы с высоты нашего опыта: нечего так бурно плодиться и размножаться, и комнат хватит... как бы не так!
Когда мы затевали строительство, мой муж, как вы помните, долго и вдумчиво чертил план Дома.
У нас тогда не было детей (кроме Мышиллы, но подразумевалось, что ей придётся учиться в Москве, то есть приезжать только на выходные и каникулы), и в план включалось самое очевидное: спальня, гостиная (она же жилая комната), небольшая комната Мышиллы, комната для гостей (она же вторая жилая) и - внимание! - библиотека, она же кабинет.
Муж считал (не читав никакой Вирджинии Вулф!), что мне непременно нужна та самая "Своя комната".
И я её заполучила: лучшая комната в доме - три окна, второй этаж, книжные стеллажи от пола до потолка!
Мечта, а не комната!
Я дополнила её "зимним садом", поставила туда письменный стол - и это был последний (и первый после детства) период, когда у меня было отдельное место для работы. Зимними вечерами муж любил зайти ко мне в гости, чтобы выпить джин-тоник, я не возражала: я же не целыми днями, а тем более вечерами, пишу.
В той комнате сначала жила пишущая машинка, потом поселился мой первый компьютер; туда приходили мои ученики, там я написала все свои учебные пособия - но тогда комната уже не была в полной мере моей.
Ибо вскоре младенец Аска превратилась в ребёнка, начала осваивать пространство - и вот уже в "моей" библиотеке поселились... нет, они туда только заходили, я строго соблюдала границы! я не пускала их туда на постоянное жительство, у каждого - своя комната, это святое! - но они стали моими частыми гостями: плюшевые звери, кубики, паззлы, раскраски, рисунки... а главное, у меня почти постоянно гостила их маленькая хозяйка, считавшая себя, разумеется, центром вселенной и, само собой, хозяйкой всего большого Дома.
Вот, например... в той самой комнате!

Потом она добралась до книжек!

И до моего стола!

Никакого покоя, чтобы писать, как вы понимаете, уже не было.

И "своей" в полном смысле слова комнаты у меня тоже уже не было никогда.

Вот ведь как интересно получается: у ребёнка обычно (при хорошем раскладе, к которому все стремятся) имеется своя комната.
Потом у человека (при опять же хорошем раскладе, к которому все стремятся) появляется своя квартира - и там хотя бы одна своя собственная комната плюс своя кухня и своя ванная. А потом что?
А потом многие (и большинство к этому раскладу стремится!) объединяются в пары - и комнаты у них становятся общими: и если в случае со спальней (кухней, ванной, гостиной) я это полностью принимаю, то от ещё одной комнаты - для себя лично - я бы не отказалась. Но ведь если в семье есть "лишняя" комната, то там довольно скоро заводится младенец, а там и второй... и надо увеличивать количество комнат, но не настолько, чтобы обрести "свою" каждому члену семьи.
Наверное, у многих уже есть свои кабинеты и библиотеки, и мне муж опять обещает создать нечто такое: вот пристроим на даче пристройку, переведём туда спальню, а в бывшей спальне будет твой кабинет, а то так ты, бедная, и осталась без кабинета, эх.

Это я всё - к чему?
К тому, что несколько лет назад, уже в третьем томе нашей длинной истории про Дом, моя маман вдруг решила стать более важным персонажем Домовой книги.
Хотя у неё, между прочим, была Своя комната!
Но не было своей квартиры.
Нет, не так: конечно, у неё есть квартира!
Двухкомнатная, в центре Москвы. Она её сдаёт - и что получается?
Правильно: доход есть, но квартиры-то у неё нет!
Вы, конечно, понимаете, кто должен купить ей квартиру? :)
Периодически у неё случались обострения: жить в Своей комнате, но в квартире Мышиллы она категорически не желала. Интересно то, что когда я вознамерилась улучшить Мышилльские жилищные условия (у неё на тот момент имелась двухкомнатная квартирка, а в ней бабушка (=моя маман) в "своей" комнате, плюс муж плюс младенец), то моя маман активно агитировала меня за трёхкомнатную, где и она сама, разумеется, будет жить. И когда та трёхкомнатная была приобретена, она активно её обустраивала, занималась (тратя собственные деньги) ремонтом, выбрала для себя "свою комнату"с балконом.
Дальше выяснилось, что так жить нельзя: даже когда Мышилла рассталась с тогдашним мужем, маман всё равно жила там (три комнаты, большая кухня, просторный холл, Мышилла + маленькая Лиса) со страданиями.
То есть с одной стороны (без запятых!))) у нас страдала Елена Прекрасная, а с другой  моя маман.

И тут уже я выросла поняла окончательно, что так жить нельзя.
В вопросе Елены точка была поставлена выдачей ей дополнительных пяти тысяч.
После этого на все её претензии я отвечала вежливо, тихо и уныло: нет, нет, нет-нет... да, вы можете подавать в суд, хотя мне это очень неприятно, а вам дела не выиграть.
Однажды Елена призвала на совещание по вопросу моего плохого поведения и нехватки денег свою близкую подругу - и почему-то там же оказалась моя маман. Кажется, Елена подстроила это специально: чтобы выдвинуть свои требования при свидетеле, причём таком, на чью поддержку она может рассчитывать. И тут случилось страшное: Елена сказала, что мы не выполняем договор опеки, моя маман парировала, что мы и не обязаны, ибо выплатили деньги за покупку, подруга (умная женщина) всё поняла и в изумлении ахнула: "Елечка, как же так?! При опеке же отдают безвозмездно, вот тут написано! А ты-то продала!". Моя маман рассказывала это с облегчением: ей самой, как я понимаю, было не очень-то приятно, что Елена всем своим подругам представляет нас обманщиками; Елена же после этого как-то приутихла и, видимо, тоже всё поняла.

Вернёмся к другой стороне нашего нескончаемого Домостроя.
Однажды мне в Измир позвонила моя маман и возбуждённо сказала, что кто-то знакомый вот прямо сейчас продаёт квартирку в Королёве, недорого, и, главное, можно в рассрочку, и надо, конечно же, брать...
- Мам, - тихо-спокойно сказала я, - у нас сейчас совсем нет свободных денег, даже на "дешёвую" квартиру. Мы же только что закончили за Мышилльскую выплачивать, ты же знаешь.
- Но там же в рассрочку! И можно не сразу!
- Ну и откуда, по-твоему, мы возьмём деньги? Мы купили Болшево, освободили для тебя твою московскую квартиру, купили квартиру Ане и тебе в ней отдельную комнату, и мы больше не можем. Я не хочу, чтобы муж работал так, как он работал до этого, он уже не в том возрасте. Мы не сможем купить тебе отдельную квартиру, прости.
- Тогда я продам свою московскую, куплю себе две поменьше, одну буду сдавать, в другой жить!
- Хорошо, - сказала я. - Делай, что хочешь, имеешь право.

Но право-то правом, а ведь в той квартире прописаны мы все: и мои на тот момент несовершеннолетние дети тоже.
Нас с мужем она могла просто выписать в никуда, во всяком случае она этим грозила, мой муж, к тому времени очень утомлённый москвичами, которых испортил квартирный вопрос, только отмахнулся... пусть делает, что хочет, ничего не поделать... но мне было как-то по-советски не по себе остаться без прописки, без привычной схемы получения загранпаспорта, да и дети... а детей как раз так просто выписать нельзя! И, скорее всего, не так просто получить разрешение на ухудшение их жилищных условий.
В общем, маман приуныла - и год-другой просто ныла и страдала, как плохо и неодиноко она живёт.
Вариант: у тебя всё есть, ты живёшь обеспеченно, в отдельной комнате, с милой взрослой внучкой и правнучкой - не предлагать! Это чуждые семейные ценности, скрепы тож! :)

 Пойду, пожалуй, ещё поработаю, заболталась я тут!)))

Comments

( 28 comments — Leave a comment )
aniskin1968
Feb. 18th, 2017 04:25 pm (UTC)
уважаемая Ехидна, завязывайте вы уже с этими интеллигентскими соплями валите же эту проклятую старуху, на фиг!
ну, хотя бы в книге!
сколько ж можно терпеть эти издевательства????
а то уже второй кандидат на подходе, "Тогда я продам свою московскую"
не создавайте очередь!


Edited at 2017-02-18 04:25 pm (UTC)
ya_exidna
Feb. 18th, 2017 06:27 pm (UTC)
Все вопросы уже решены - а обе дамы живы!)))
aniskin1968
Feb. 18th, 2017 08:44 pm (UTC)
добрая вы
жаль, такой кладезь криминальных сценариев пропадает
вы дамам об этом напомните, кстати

Edited at 2017-02-18 08:45 pm (UTC)
elena_88888
Feb. 18th, 2017 04:44 pm (UTC)
Точно подмечено! У детей есть СВОЯ комната, а родителям, когда дети подрастают - о СВОЕЙ комнате можно забыть...

Хотя меня в свое время выдрессировали так, что, когда папа работал, я к нему в комнату заходила только в ну очень критических случаях. И кабинет для меня был терра инкогнита - когда родители куда-то уматывали, я его с тааааким наслаждением изучала....

А мама... Прикидываю, а что бы было, если бы их вдвоем поселить :)) Не практически (подозреваю, что никто не согласится), но вот продумывание этого варианта (точнее, реакции основных участников) может здорово поднять настроение :))
ya_exidna
Feb. 18th, 2017 06:28 pm (UTC)
То есть у папы была отдельная комната, а у мамы нет?
elena_88888
Feb. 18th, 2017 06:37 pm (UTC)
Да, по сути, так и было. Хотя, в принципе, комнат хватало на всех :))
Но он готовился к лекциям, писал работы, а мама очень быстро ушла на пенсию (я поздний), и уже только для души на работу ходила (уже только лечебную), а к занятиям уже не надо было готовиться

Edited at 2017-02-18 06:38 pm (UTC)
heifez
Feb. 18th, 2017 04:54 pm (UTC)
Мне кажется, только турецкий муж, морально подготовленный все турецким социумом к бесконечным отстегиванием на родственников, мог выдержать это все и не сломаться)))
Вы с ним молодцы... Квартирный вопрос, дача, образование дочкам, это все так не просто, мягко говоря.
ya_exidna
Feb. 18th, 2017 06:26 pm (UTC)
Ох, как я этого не люблю: "турэцкий муж", "русский муж", "только русские женщины пекут пироги" - и всё вот это. :)))
При этом про моего мужа ещё принято говорить: "Ну, он же не турок, и поэтому такой!")))
А мы с ним просто так молодцы - и его родственникам вовремя сказали "Нет" и моим тоже. :)
aeleeta_a
Feb. 18th, 2017 05:09 pm (UTC)
И опять - ыыыыыыыыыыыыыыыыыыы!..
Не, вот желание жить одной я ооочень хорошо понимаю, правда. Но даже не желание, а уверенность, что ты должна "купить игрушку" - вот это за пределами моего понимания абсолютно. Я бы даже поняла, если бы вот так женщина, не имеющая в распоряжении ничего, кроме "своей комнаты", пыталась бы с внучкой разменяться-разъехаться, так велико желание жить одной. Но при наличии своей квартиры... В принципе, если счесть такие требования обоснованными, то почему бы тогда не пойти дальше? Если (не ты с мужем, абстрактные дети, пусть это будет просто роман) купить ей квартиру, то потом можно хотеть жить одной в еще одной, третьей квартире, т.к. "жизнь дорожает" и денег к пенсии от сдачи одной мало? И так до бесконечности. Не, нуачо?
ya_exidna
Feb. 18th, 2017 06:32 pm (UTC)
И я очень хорошо понимаю желание жить одной. Но тут оно как-то так смешалось... как в доме Облонских!))) зачем тогда вообще было покупать ту "трёшку", где она будет тоже жить?
aeleeta_a
Feb. 18th, 2017 06:45 pm (UTC)
Ну вот, купите то, а потом это, а еще я хочу вон то. Как-то это... Перебор, мягко говоря.
*Но Елену ей, конечно, не переплюнуть, это, похоже, самый высший пилотаж :)))*
ya_exidna
Feb. 18th, 2017 06:49 pm (UTC)
Нет, Елену точно никому не переплюнуть! :)
galina_vr
Feb. 18th, 2017 05:46 pm (UTC)
С интересом прочитала вашу эпопею о "своей комнате". Я недавно как раз этот пункт от Вирджинии Вулф тоже у себя на ФБ цитировала. У меня всю жизнь была мечта о своей комнате, которая исполнилась только, страшно сказать, в 60 лет. А свои первые опусы тоже писала, где придется, и чаще всего в ванной комнате, когда все ложились спать.

А всем одиноко живущим мамам (без пап)можно только позавидовать, поскольку взрослые дочери, даже живущие в другой стороне, с трепетом относятся к их материальным проблемам.
ya_exidna
Feb. 18th, 2017 06:37 pm (UTC)
Мне повезло: в ванной я никогда не писала! :)
А насчёт "одиноких" мам - не знаю, мне кажется, они все разные, и материальные обстоятельства у них разные. Общее тут одно: либо мама может надавить на "чуЙвство вины", либо нет. Или как-то генерировать его. Моя маман одно время могла.
maria_kunigunda
Feb. 18th, 2017 08:18 pm (UTC)
Читаю: "Мне повезло: в ванной я никогда не пИсала!", и думаю, ну да, когда в квартире раздельный санузел и куча народу, припрет - и в ванной пИсать будешь.
Чмтаю коммент выше и умираю от смеха.
ya_exidna
Feb. 19th, 2017 12:15 pm (UTC)
Нам с коллегой это в голову не пришло: профдеформация у нас, мы всё про писательство!))))
ladysunrise
Feb. 18th, 2017 06:51 pm (UTC)
хехе. :) На сцену выходит новый капризный персонаж. :)
А со Львом Николаевичем я совершенно согласна. Мы только что купили квартиру в Стамбуле и я поняла, что мне уже не хватает одной комнаты - гостевой. :)
ya_exidna
Feb. 18th, 2017 06:55 pm (UTC)
Будете пристраивать, как в Ясной Поляне!)))
notabler
Feb. 18th, 2017 07:23 pm (UTC)
Я бы давно пешком ушла в Турцию и поселилась бы на берегу моря в палатке. Москва с ее квартирным вопросом - это ад и пекло. Она переваривает нормальных людей и превращает их в маньяков и палачей. Я жила во студенчестве года полтора в коммунальной там. Так самая молодая соседка укусила сына за живот - он писался в 10 лет, а она его лупила регулярно. Вторая была еврейка с 14 детьми, все жили где-то отдельно, а эта жизнь отдавала, чтобы портить жизнь окружающим. Потом, когда окружающие сваливались в болезни, она нежно за ними ухаживала. И когда я видела в метро сухоньких бабулек, с растопыренными в сторону локтями в часы пик, выплевывающих проклятия во все стороны, я была уверена - она жертва квартирного вопроса
ya_exidna
Feb. 18th, 2017 07:28 pm (UTC)
Ну... я не знаю: я сама там родилась, мои родители, бабушки-дедушки, прабабушки-прадедушки там же, то есть в Москве, родились, и как-то ничего!)))
Но случаются отдельные экземпляры. :)
maria_kunigunda
Feb. 18th, 2017 08:07 pm (UTC)
Ой, не берите вы в голову, тут не угодишь никогда. А как насчет жить в своей
квартире на чистую пенсию? Наверно же есть пенсия, многие живут на нее?

У меня мама жила в трех шагах от меня в двухкомнатной квартире на третьем этаже. Поменяли из-за папы , у него болели ноги, (да и маме так лучше)на трехкомнатную (другой не было)в ДВУХ шагах от меня на первом этаже.
Проклинала меня мама со скандалами. Оказалось остановка и магазины на 200 метров дальше. Конечно, все показывали, конечно спрашивали: Вам нравится? Нравится.
А что до меня эта квартира ближе чем та, так то маме пофиг. Ведь не она ко мне ходит, а я к ней бегу по первому требованию.
Правильно Вы все делаете. ВСЕ. Купилка кончилась. А муж Ваш вообще святой.
maria_kunigunda
Feb. 18th, 2017 08:12 pm (UTC)
И да, что трехкомнатная, тоже плохо - слишком большая.
ya_exidna
Feb. 19th, 2017 12:12 pm (UTC)
На пенсию ей было бы непривычно, скажем так. :)
ded_port_sam
Feb. 18th, 2017 08:12 pm (UTC)
И у меня своя комната была только в детстве. Маленькая - но уютная и своя...
ya_exidna
Feb. 19th, 2017 12:13 pm (UTC)
У меня в детстве и потом в этом доме, но недолго. :)
А сейчас квартир-домов несколько, а своей комнаты так и нет.)))
ded_port_sam
Feb. 19th, 2017 04:07 pm (UTC)
Такова судьба... Сейчас формально у меня есть своя комната, но сын в ней занимается модельками и электроникой. Так что я в пролете :)))
perelman_wife
Feb. 18th, 2017 10:14 pm (UTC)
мне скоро умирать, а у меня никогда не было своей комнаты, своего жилья, отняли.
ya_exidna
Feb. 19th, 2017 12:11 pm (UTC)
Это грустно.((( Незаконно отняли?((
( 28 comments — Leave a comment )