?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сегодня, если не возражаете, я не о Турции и не о собственном огороде.
Потому что ровно год назад в этот день я вернулась из Баку с премьеры балета "Семь красавиц".
Вы, конечно, тоже замечали, сколько мелочей и случайностей должно произойти, чтобы в вашей жизни случилось какое-то по-настоящему значительное событие? А как вы поначалу пренебрегали теми мелочами, не замечали их, а они все равно вели вас туда, куда им нужно?
Сейчас мне трудно даже представить, что все могло быть не так. Все начиналось настолько издалека: чтобы стать одним из авторов новой редакции этого балета, мне нужно было быть... да-да, прекрасной турецкой домохозяйкой и однажды пригласить русских балетных педагогов на ужин. Поскольку я тут все время вращаюсь в околобалетном мире, то посиделки эти были не первыми, но в тот раз мои друзья попросили разрешения привести гостя - хореографа из Питера, который был у нас проездом и ставил "Корсар".
Мы ели рыбу.
А рыба моя - как яичница-болтунья у Джерома, помните? "Те, кто раз отведал его яичницу-болтунью, позже отказывались принимать другую пищу и умирали в страшных мучениях"(с). А там еще были артишоки, которыми я непременно угощаю залетных хореографов, и еще какие-то изыски, и... словом, мы ели, пили... и тут мой приятель, концертмейстер из Болгарии, после очередного тоста за хозяйку и говорит: "Рыба и артишоки-то да, а она мне еще такое либретто написала..."
История того либретта была такова. Концертмейстер на самом деле вовсе даже композитор, и задумал он написать одноактный балет. И говорит мне как-то за рюмкой кофию: "А напиши ты мне... ну... сказочку какую-нибудь... ну там... Алису, что ли в Стране чудес!"
"А что, - спрашиваю, - нигде в мире нет такого балета?" - "А кто его знает?" - задумчиво отвечает эта творческая личность.
"Так я сперва в интернете гляну - чего зря писать-то?" - элементарно, Ватсон, да?
Разговор тот происходил года три назад, я не особо продвинутая в компьютерном отношении - но мой собеседник был удивлен этим так, словно... ну я не знаю! В числе прочего он заявил, что я "невероятно умная женщина" и чтобы писала что мне угодно. Я выяснила, что все сказки в мире уже балетизированы и либреттизированы - только нас там не хватало.
Но нашла-таки одну... нет, не скажу какую, того балета так и нет, а либретто у меня в заначке есть, пусть себе лежит.
Композитор вдохновился - кажется, он до сих пор мучает то либретто, написав лишь одно адажио, и на этом его роль в истории заканчивается. Главное, он вовремя произнес тост.
"А вы пишете?" - из вежливости спросил питерский хореограф.
Вот как я готовлю: тот, кто отведал, думает, что больше эта женщина ни на что не способна.
"Ага, - говорю, - разные водевильчики, вот книжка в Питере летом вышла".
И тут - слово за слово - выясняется, что маман нашего хореографа обожает детективы и что в книжном он сам видел плакат с моей фамилией, но... когда вас угощают артишоками и рыбой, вы же не будете спрашивать фамилию хозяйки, правильно?
Я написала автограф для его мамы - потрясающая женщина, которая в восемьдесят шесть лет читает детективы и наряжается, всем бы нам так! - потом я сделала статью о турецком балете для "Компаса" и интервью с тем хореографом, потом мы переписывались и дружили... а как-то летом... знойным летом, когда питерский хореограф давал мастер-класс в Ницце... я не знаю, что там в Ницце - может, рыба похожая? но так или иначе слово "либретто" вдруг соединилось в его голове с той турецкой домохозяйкой и ее водевильчиками...
...а в это время в истории балета происходили вот какие события.
Давным-давно азербайджанский композитор Кара Караев создал прекрасную музыку к балету "Семь красавиц". Балет тот шел много лет в разных театрах, а потом стал ставиться реже, и еще реже - и стало ясно, что он как-то весь морально устарел. Причем если с музыкой все было в порядке, хореографию не сложно было бы изменить, то вот либретто... что-то надо делать с этим либретто, решил директор театра в Баку, скоро юбилей Караева, а у нас так давно не идет такой прекрасный балет.
И он бросил клич и призвал разных хореографов... понимаете, либреттистов, в общем-то, никто особо в расчет не принимает, многие хореографы и сами могут или думают, что сами могут, но тут...
Балет ставился вроде бы по поэме Низами Гянджеви, но от старинной поэмы в либретто ничего не осталось. Зато была классовая борьба, девушка из народа, которую полюбил шах, угнетенный народ и плохой визирь... эх.
Так было надо. Иначе бы не прошло.
В пятьдесят втором году красавец шах, имеющий семь жен, был, конечно, неактуален - кто бы позволил-то?
Зато теперь - все позволено, ура! Директор театра потом рассказывал, что ему предлагали историю про этакого плейбоя, снимающего семерых девиц и... и другие смелые варианты. Именитые хореографы (ехидна не сплетница и не скажет) приезжали, выслушивали идею об обновлении старого балета - и уезжали, ни о чем не договорившись. Потом все-таки обратились к либреттистам. Несколько вариантов историй в стиле "вышли воины, сплясали, вышли девушки, сплясали" были поданы, но...
...хореограф позвонил из Ниццы: "Ян, написала бы, а?"
Это было летом. Я пасла детей и кошек, жарила рыбу, плавала в море.
"Ну тебя на фиг! - сказала я. - У меня тут... работа всякая!"
Я не знала предыстории и понятия не имела о ведущейся борьбе. Если бы он сказал мне, что там уже поданы другие либретто, я бы писала свои романы и жарила рыбу, но...
Он позвонил еще - и я принялась за дело.
И написала либретто.
И оно... нет-нет, оно не всем понравилось - ах, сколько было всяких интриг и сложностей, будет о чем на старости лет писать мемуары! целый театральный роман получится! - но оно как-то примирило стороны: директор, хореограф, министр культуры, наследники композитора решили, что с этим (с этой домохозяйкой) можно иметь дело.
Либретто было принято - потом я переписала его раз пять, от первоначального варианта мало что осталось, но балет... знаете, какой красивый получился балет!
Смотрится как фильм, на одном дыхании, декорации сумасшедшей красоты, костюмы сам Пьер Карден, приехавший на премьеру, хвалил, а про либретто одна довольно разборчивая балетная критикесса из Питера написала, что оно "превосходное в литературном отношении"(с), вот.
Чем я очень даже горжуся. Вот какие у нас красавицы получились, посмотрите:



Comments

( 110 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
gellada
Dec. 2nd, 2009 01:24 pm (UTC)
Ооо, потрясающе!!!
ya_exidna
Dec. 2nd, 2009 02:08 pm (UTC)
Спасибо. :)
ste4kin
Dec. 2nd, 2009 01:28 pm (UTC)
~поднимается и снимает шляпу~
достойно
ya_exidna
Dec. 2nd, 2009 02:06 pm (UTC)
Re: ~поднимается и снимает шляпу~
Спасибо! :)
*кланяется* работа такая. :)
zontichka
Dec. 2nd, 2009 01:30 pm (UTC)
Красивые девушки!! Если б я был султан, я б имел семь жен... ))))
ya_exidna
Dec. 2nd, 2009 01:54 pm (UTC)
Ну да. :) Только оно там с философией еще да с символикой всякой, не так просто! :)
(no subject) - zontichka - Dec. 2nd, 2009 02:17 pm (UTC) - Expand
tikhonya
Dec. 2nd, 2009 01:31 pm (UTC)
Я думала, у них будут костюмы по цветам радуги.

Но и так неплохо получилось :-) (с)
ya_exidna
Dec. 2nd, 2009 01:53 pm (UTC)
У них не по цветам радуги (и это, кстати, не самые лучшие их костюмы, и фото, по-моему, неудачное, но оно на афише было), там другая символика. Там есть черная и белая, остальные почти по цветам радуги, да. И по странам они еще - все из разных стран. И у каждой дворец - ах, какие там дворцы были! И занавес только на антракт закрылся - а так все само: сидишь и, как фильм, смотришь!
(no subject) - 0lenka - Dec. 2nd, 2009 02:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ya_exidna - Dec. 2nd, 2009 02:25 pm (UTC) - Expand
fleg_ma
Dec. 2nd, 2009 01:31 pm (UTC)
Замечательная история! С годовщиной!
ya_exidna
Dec. 2nd, 2009 01:50 pm (UTC)
Спасибо. :) Еще бы ту историю - в деталях, да в лицах, но...))))
nedostreljani
Dec. 2nd, 2009 01:46 pm (UTC)
С возмущением
Вах! Почему с тэбя за неточность не спросим?!
Пачему ты, Яна, деталь упустыла?!
Ведь красавиц там было не семь, а восемь!
Но Темиз про себя, как всегда, забыла!
ya_exidna
Dec. 2nd, 2009 01:49 pm (UTC)
Re: С возмущением
Ах, не надо лести! где уж мне до тех красавиц? :)))
goretzoncloud
Dec. 2nd, 2009 01:53 pm (UTC)
Ну прям гордость за тебя распирает, чесслово...
Ай, молодца...
(А ничё, что я тут рядом-то стою? :)))
ya_exidna
Dec. 2nd, 2009 02:19 pm (UTC)
Во - надо чаще хвастаться, значит! :) Сразу гордость у всех! :)
А то сидишь тут домохозяйкой... надо еще чего-нить вспомнить... героического! :)
А ты уж стой, где стоишь: а то кто мне самооценку-то повышать будет?
(no subject) - goretzoncloud - Dec. 3rd, 2009 04:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - ya_exidna - Dec. 3rd, 2009 09:18 am (UTC) - Expand
yeho
Dec. 2nd, 2009 02:09 pm (UTC)
Ехидна маладец )))
ya_exidna
Dec. 2nd, 2009 02:16 pm (UTC)
Спасибо. :)
Мне сегодня Руслан позвонил - вот я и вспомнила всю предысторию-то! :)))
(no subject) - yeho - Dec. 2nd, 2009 02:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ya_exidna - Dec. 2nd, 2009 02:22 pm (UTC) - Expand
m_petra
Dec. 2nd, 2009 02:10 pm (UTC)
ПОздравляю!
А вообще прикольно: победило Либретто, обойдя на финише остальные варианты. А потом так его перекроили, что не узнать:)
Золотые слова:
"И он бросил клич и призвал разных хореографов... понимаете, либреттистов, в общем-то, никто особо в расчет не принимает, многие хореографы и сами могут или думают, что сами могут, но тут..."
Они не то чтобы даже думают, что сами могут, они уверены, что сами могут, что это нефиг делать (роман написать или ещё чё в этом роде), просто им недосуг такой фигнёй заниматься, они великим заняты. Ага. А потом начинают просить переделывать и раздражаться - типа не то, вот кабы сами писали, то было бы то, но некогда, некогда самим-то...:))
ya_exidna
Dec. 2nd, 2009 02:15 pm (UTC)
Золотые слова - про хореографов-то. А потом публика смотрит: а это кто в короткой маечке? - а в либретто вообще не про то! :))) Я об этом могу часами... :)))
А либретто не так уж, конечно, и перекроили, я сама переделывала что-то, но... сценические условия и прочее. Семь прим, например, не бывает, хотя там по замыслу они все должны быть на одном уровне, а пришлось-таки делать Прекраснейшую. И так далее. Как в моей истории: танец капелек - в пустыню)))), не до смысла иногда, лишь бы все успели переодеться и из нужной кулисы выйти, сами знаете. :)
(no subject) - m_petra - Dec. 2nd, 2009 02:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ya_exidna - Dec. 2nd, 2009 02:35 pm (UTC) - Expand
wika
Dec. 2nd, 2009 02:11 pm (UTC)
Ух ты! :)
ya_exidna
Dec. 2nd, 2009 02:29 pm (UTC)
Я и сама иногда так думаю: именно "ух, ты! куда я попала!")))
(no subject) - wika - Dec. 2nd, 2009 02:36 pm (UTC) - Expand
vera_malvero
Dec. 2nd, 2009 02:13 pm (UTC)
Потрясающе! Практически знакома с живым классиком :)))
ya_exidna
Dec. 2nd, 2009 02:26 pm (UTC)
*гордо выпрямилась и приняла позу классика* Вот я какая, оказывается! :)))
ravenstormc
Dec. 2nd, 2009 02:30 pm (UTC)
красота!!!
ya_exidna
Dec. 2nd, 2009 02:32 pm (UTC)
Это еще фотка плохая, но ее на афише использовали, я другой в интернете не нашла. А там декорации просто сказочные были.
elen123
Dec. 2nd, 2009 02:32 pm (UTC)
Какие они разнообразные!)
ya_exidna
Dec. 2nd, 2009 02:36 pm (UTC)
Им так и положено: аффтар велел. :)))
esqwe
Dec. 2nd, 2009 02:47 pm (UTC)
А оно больше нигде нигде не ставится?
ya_exidna
Dec. 2nd, 2009 02:57 pm (UTC)
В Баку идет - может, на гастроли куда и повезут, я не знаю. А в старом варианте, пятьдесят второго года, может быть, и есть еще где-то. :(
sova1509
Dec. 2nd, 2009 03:05 pm (UTC)
"А вы пишете?" - из вежливости спросил питерский хореограф.
Вот как я готовлю: тот, кто отведал, думает, что больше эта женщина ни на что не способна".

Вот, ведь - как в точку! )))

ya_exidna
Dec. 2nd, 2009 03:13 pm (UTC)
*мечтательно* Вот бы почитал кто-нибудь и сказал: "А вы еще и готовить умеете?"))))
(no subject) - sova1509 - Dec. 2nd, 2009 03:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ya_exidna - Dec. 2nd, 2009 03:35 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 110 comments — Leave a comment )